Кафедра научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ КИПК и ПРО

Каталог файлов

Главная » Файлы » Интерактивные технологии

"Использование технологических приемов при создании мультимедийных презентаций"
[ ] 09.04.2009, 14:06
Выступление на конференции по теме «Использование технологических приемов для развития мыслительной деятельности учащихся на примере мультимедийных презентаций» Соловьевой Юлианы Евгеньевны, учителя химии МОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны
Тема моего инновационного проекта «Использование ИКТ при обучении химии». Я использую ИКТ в системе и многогранно, и учащимся это нравится. И не только потому, что учитель использует нетрадиционные приемы.
Не буду говорить о том, что презентации имеют свои преимущества. Есть и недостатки. Очень много несогласных, которые ругают Power Point, говоря о том, что не нужно выстраивать учебный процесс вокруг слайдов, я согласна с этим утверждением и более того, считаю, что слайды нужно выстраивать вокруг учебного процесса. Если знаешь, как это делать, то это уже проще.
Многие из педагогов, имея удостоверения пользователей ПК, курсов по информационным технологиям, используют готовые продукты или на худой конец готовую презентацию по конкретной теме с Интернета.
Но не всегда то, что имеется в продаже или бесплатно в Интернете отвечает содержанию учебной программы, нашему представлению о конкретном уроке, не отвечает типу урока. Чаще всего можно встретить презентации – иллюстрации (картинки, анимация)….
В настоящее время для школ наиболее доступными электронными средствами обучения являются мультимедийные продукты, распространяемые на CD-дисках. Правда, за редкими исключениями эти материалы (по форме и содержанию) пока мало отличаются от обычных печатных изданий, и к тому же недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию; пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке. Использовать такие программы в качестве средств организации урока в классе практически невозможно, поскольку при работе с ними невозможно изменять и дополнять учебный материал, планировать урок по другой схеме, отличающейся от разработанной в такой программе.
Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. Как пишет Н.Х.Розов: «Одновременно с разработкой больших, «глобальных» продуктов весьма перспективно создавать и такие, которые можно назвать «набором миниатюр». Однако создание доступных учителю программных средств и удобных интерфейсов, не стало пока приоритетной задачей.
Каждый преподаватель, учитывая специфику своего предмета, своего стиля преподавания, своей аудитории, может выбрать наиболее эффективный способ использования презентаций.
Если учителю недостаточно пальцев для изложения материала (помните фразу - "рассказать на пальцах"?), то ИКТ предоставляет ему возможность расширить арсенал иллюстративных средств, тем более, если они вызывают познавательную активность, и заставляют думать…
При этом не надо забывать, что каждый урок индивидуален. Ни учитель, ни ученики не являются роботами, которые размеренно излагают или воспринимают новые знания. Если вы заготовили 10 слайдов для урока, но урок пошел немного не по плану, например, началось интересное обсуждение, в которое вовлеклись все учащиеся... - то пусть они поговорят. Забудьте про ваши слайды. Ибо на уроке важны не слайды, а ученики. И их разум. И это разум никогда не умрет, если не ограничивать себя. Всегда стоит помнить, что не мы для технологии, а технология для нас.

Технологические приемы
1 прием Лото
Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач. Табличный принцип группировки изучаемого материала обеспечивает целостное представление об объектах, обобщает знания, позволяет построить сравнения. Вначале столбцы несут ложную информацию о каждом семействе. Например, в процессе групповой формы работы или КСО выстраивается правильная характеристика по каждому семейству цветковых растений. Всего для работы пять столбцов, следовательно, определяется пять групп учеников. В итоге выстраивается полная характеристика каждого семейства цветковых растений. Режим проверки: запуск щелчком, элементы характеристики перемещаются в нужную ячейку в каждом столбце.
Основной принцип приёма: от ложной информации – к целостному правильному ответу.
Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания (анализ).
2. Интеллектуальная разминка
«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал; с бег¬лого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.
3. Лови ошибку!
Сам приём заимствован у А. Гина. Мы предлагаем его мультимедийную версию. На экране появляется учебный эпизод, в котором учитель намеренно допускает ошибки (неправильная запись уравнения, неправильный ответ, неверный комментарий к иллюстрации, изображение с какими-то искажёнными деталями и т.д.). Ученики заранее предупреждаются об этом. В младших клас¬сах целесообразно слегка «подсказывать» ученикам измене¬нием интонации или жестом. Вообще, при всей привлека¬тельности этого приема, в начальной школе рекомендуется использовать его осторожно, в тех случаях, когда у учени¬ков сформировались устойчивые базовые знания.
Конечно, при составлении таких задач учителю необходимо как следует потрудиться. Слишком тривиальные ошибки типа 2x2=5 требуют от ученика лишь обыкновенной репродукции своих знаний. Имеет смысл усложнить задание, чтобы ошиб¬ка имела какую-то логику.
Например, на экране появляется: 3 + 3 • 4 = 24. Ученики не только замечают ошибку и доказывают, что правильный ответ 15, но и указывают, где «ошибся» учитель. В данном случае было произведено сначала сложение двух первых чисел, а затем умножение на 4.
И ещё одно важное принципиальное условие. Завершить выполнение учебного задания необходимо подчёркнутой демонстрацией правильных ответов, не останавливаться только на устных версиях учащихся. Необходимо выделить правильный ответ другим цветом шрифта, эффектами анимации и другими способами выделения.
Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников - найти контраргументы. Конечно, здесь не обой¬тись без импровизации, элементов артистизма учителя.
4 прием Мозаика
Приём можно использовать на уроках по биологии в любом классе. Он обеспечивает лучшее запоминание изучаемого явления, процесса, строения объекта. Способствует построению логических суждений, установлению последовательности изучаемых биологических, физиологических процессов. Приём может являться элементом урока, или урок может быть построен на его основе.
Изучение предложенного материала по строению нуклеотидов нуклеиновых кислот разработано с помощью анимации. По щелчку происходит перемещение объекта, который комментируется учеником или учителем. По окончании работы выстраивается полная картина строения нуклеотидов НК. Приём по данной теме применяется на общей биологии в старших классах.
5. Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной.
В опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя. С помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, историческом персонаже. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками.
6. Анимационная ретроспекция
Ретроспекция (от лат. retro — назад и specio — смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий.
Выше в брошюре уже описывались некоторые приёмы движения текста. А.В. Лузгина предлагает использование анимации при закреплении материала на практическом занятии. Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления автор определила как прием анимационной ретроспекции, который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала. Технически это можно организовать с помощью гиперссылки, несколько раз возвращаясь к одной и той же информации, расположенной на отдельном слайде.
Второй вариант: использование технологии «горячих зон», когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление текста на том же слайде.
7 прием. «Триггер» способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках
Развивающие:
• развивать пространственное воображение обучающихся;
• развивать логическое мышление обучающихся;
• формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
• совершенствовать графическую культуру.
8 прием «Комментатор»
Прием рассчитан на повторение ранее изученного материа¬ла. Классу демонстрируется показанный ранее учебный кино- или видеофильм, анимация, но с отключенным звуковым сопровождением. Одному из учеников или группе учеников предлагается «озву¬чить его». В данном случае мы имеем дело не с простой ре¬продукцией, а с выходом на продуктивные знания, так как ученики должны осознанно прокомментировать происходящее на экране, объяснить происходящие процессы.
Если работают микрогруппы или несколько учеников параллельно, то можно сравнить варианты озвучивания.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним, с какими технологическими приёмами. Мы с вами познакомились. Можно ли применять их в учебном процессе? Я думаю, моё выступление позволит вам оживить урок, внести какую-то изюминку, заинтересовать учащихся.

Категория: Интерактивные технологии | Добавил: yuliana103773237 | Автор: Юлиана Евгеньевна
Просмотров: 1786 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]